«Зеленый фонд» об амбициях Минэкономики обогнать ЕС по сокращению вредных выбросов «Зеленый фонд» об амбициях Минэкономики обогнать ЕС по сокращению вредных выбросов

«Зеленый фонд» об амбициях Минэкономики обогнать ЕС по сокращению вредных выбросов

Сколь бы амбициозные задачи не ставил перед Правительством Президент, в том числе и в части сокращения вредных выбросов, ключевое значение имеет «фактор исполнителя». А вот с исполнением столь сложной задачи, как декарбонизация, уже сейчас имеется целый ряд проблем. 

Начнем, пожалуй, с нацпроекта «Экология», который должен комплексно решать задачи в сфере охраны окружающей среды, в том числе и в рамках профильного проекта «Чистый воздух». Губернаторы «проблемных» с точки зрения чистоты воздуха территорий уже сейчас наперебой заявляют об успехах в снижении объемов вредных выбросов. 

Например, глава Челябинской области Алексей Текслер уже отчитался о снижении объемов загрязняющих веществ в атмосферу на 7% за 2020 год. По внутренней статистике такая информация, может быть, и пройдет, но совершенно точно не выдержит независимого европейского аудита. Жители Челябинска и Магнитогорска продолжают страдать от залповых выбросов, которые не всегда фиксируются надзорными органами. Соответственно и не попадают в статистику. При таких условиях можно нарисовать хоть 7, хоть 10%.    

Еще одна проблема – инертность внутри экологических служб хозяйствующих субъектов. Зачастую даже крупные предприятия в своих инвестиционных программах больше склонны к «латанию дыр», нежели к системному и комплексному перевооружению производства с переходом на НДТ (наилучшие доступные технологии). Не все загрязнители готовы вкладываться в экологию. Особенно это касается тех, чья продукция либо совсем не ориентирована на экспорт, либо занимает в общей доле производства менее 50%. Остальным, конечно, рано или поздно придется учитывать «углеродный» европейский налог и добиваться углеродной нейтральности. Но здесь большее значение имеет все же игра по правилам ЕС, нежели российские громкие заявления о планах обогнать Евросоюз в карбоновой гонке.