Государственная дума приняла закон «Об особо охраняемых природных территориях» и поправки в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Все эти изменения, по сути, лишают неприкосновенности земли особо охраняемых природных территорий и дают их жителям дополнительные права на распоряжение участками.
Например, выдавать разрешения на строительство или реконструкцию объектов теперь будет не Министерство экологии и природных ресурсов России, а органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. А значит, жители поселков Лесной, Рыбачий и Морское должны согласовывать свои планы с администрацией Зеленоградского округа в рамках утвержденных муниципалитетом Правил землепользования и застройки (ПЗЗ).
«Жители населенных пунктов, расположенных на Куршской косе, смогут вести индивидуальное жилое строительство, развивать личное хозяйство, станут появляться новые объекты социальной инфраструктуры. Существовавшие до этого момента административные барьеры создавали социальную напряженность, порождали недоверие местных жителей к национальному парку и к заповедной системе в целом», — прокомментировал решение Нижней палаты парламента на своей странице в Facebook директор нацпарка «Куршская коса» Анатолий Калина.
Отданные в распоряжение жителей участки не будут выведены из состава земель нацпарка, а значит останутся под контролем Минприроды РФ, но — только формально. Для строительства социальных объектов потребуется экологическая госэкспертиза.
Этим летом Госдума выносила законопроект об изменении границ заповедников и национальных парков на обсуждение региональных парламентов. Калининградская областная Дума тогда его одобрила.
О последствиях принятия закона РБК Калининград побеседовал с председателем межрегиональной экологической организации «Зеленый фонд» Олегом Ивановым.
«Сам по себе законопроект об изменении границ национальных парков — он двоякий. То есть, в некоторых случаях бывает действительно просто необходимо изменение границ национальных парков, но с другой стороны, я считаю, что это приведет к различного рода злоупотреблениям и фактической утрате статуса особо охраняемых природных территорий национальных парков России.
Практика правоприменительная показывает, что всегда, когда появляется возможность манипуляции в целом с особо охраняемыми природными территориями и изменениями их границ и площади, то возникают различные злоупотребления, которые не отвечают ни интересам жителей, ни интересам природоохранных мероприятий.
В качестве примера можно привести недавнюю историю с Филинской бухтой, когда по инициативе властей Калининградской области площадь государственного природного заказника в Филинской бухте была сокращена в два раза. Тому предшествовали, конечно, некие общественные обсуждения, но они были абсолютно формальными, никто мнение не собирался учитывать — если решили изменить границы, значит, их изменили. С национальными парками может произойти то же самое», — убежден эколог.
Он также предупредил об опасности, которую представляет это расширение прав распоряжения землей для самой Куршской косы. «В том числе, если не будет должного ухода за лесами на Куршской косе и поддержания в нужном состоянии авандюны, то Куршская коса как экосистема может просто разрушиться. Поэтому, здесь, в том числе, это вопрос управления территорией как таковой. И если жители будут делать, опять же, все, что захотят на своей собственной земле, плюс появится еще целый ряд интересов новых собственников — жителей Москвы и других регионов, которые не будут вдаваться в историческую специфику, то может быть и утрачена Куршская коса», — полагает Иванов.
Ранее РБК Калининград писал, что экологическая организация «Экозащита!» в своем докладе о состоянии Куршской косы указала на изменения климата и большой поток туристов, которые представляют серьезную угрозу побережью косы. В нем говорится, что почти половина авандюны — на первых 22 км косы от Зеленоградска до биостанции — находится в критическом состоянии.
Текст и фото: