«Президент узнает, что на самом деле творится в Усолье-Сибирском» «Президент узнает, что на самом деле творится в Усолье-Сибирском»

«Президент узнает, что на самом деле творится в Усолье-Сибирском»

Олег Иванов

руководитель межрегиональной экологической организации «Зеленый фонд», экс-председатель общественного совета при Минприроды Калининградской области

 

— Ртуть, попадая в Ангару через промливневый коллектор бывшего «Усольехимпрома», не исчезает, не растворяется. Она распространяется по речному течению, накапливается в рыбе. Не зря глава Росприроднадзора Светлана Радионова сравнила ситуацию в Усолье-Сибирском по части последствий с Чернобылем. Даже если работы по ликвидации отходов будут проведены качественно, экологические проблемы будут оставаться здесь еще долго.

ФЭО провел работы по локализации нефтяной линзы вдоль Ангары. Было установлено шпунтовое ограждение, которое, по словам руководителей ФЭО, исключает поступление загрязнений в Ангару. Но в ноябре 2020 года стало известно, что установка шпунта не решила проблему — тонны нефтепродуктов, загрязненные грунтовые и поверхностные воды продолжили поступать в реку.

«Экологический оператор» провел первоочередные работы по рекультивации площадки «Усольехимпрома» — это демонтаж цеха ртутного электролиза, ликвидация скважин с опасными веществами и установка шпунтовой завесы. Работы не в полной мере отвечали требованиям природоохранного законодательства. Кроме того, планы по проведению работ не были согласованы с заказчиком.

Я предполагаю, что эта история — про деньги. 

У ФЭО нет опыта работы на подобных объектах; кроме того, нет собственных технологий и специалистов. Предприятие нанимает подрядчиков без конкурса по завышенным, на мой взгляд, расценкам. Компании, которые работают на рынке, говорят, что могли бы провести работы, в зависимости от объекта и технологий, в 2–4 раза дешевле.

По завершении работ в Усолье-Сибирском нельзя будет сказать сразу, что экологический ущерб полностью ликвидирован. Потребуется многолетний мониторинг ситуации. Известно, что контрольное управление президента внимательно следит за недоработками ФЭО на объектах в Сибири. Виктория Абрамченко (заместитель председательства правительства РФ по вопросам экологии.Ред.) говорит: «Они (имеются в виду представители ФЭО. Р. Х.) исправятся. Мы во всем разберемся».

Жесткой реакции на нарушения нет.

Есть информация, что к демонтажу цеха ртутного электролиза исполнитель приступил без проекта организации производственных работ. Отходы, образовавшиеся в результате демонтажа, должны храниться на специализированной площадке, чтобы они не попали в ливневые стоки и вместе с грунтовыми водами не поступили в Ангару. Но площадку не подготовили, отходы не были разделены и перемешались между собой.

Кроме того, МЧС и Ростехнадзор не придали значения возгоранию аварийной емкости, в которой содержались химические вещества, воспламеняющиеся при контакте с воздухом. Подрядчик из Саратова, допустивший ЧП, не имел лицензии на проведение работ по обращению с опасными отходами. Санкций за это к «ФЭО» не применялись.

Несколько лет назад в проектной документации по работам на полигоне Вальцово (мусорный полигон в Подмосковье. — Ред.) «ГеоТехПроект» (проектировщик работ «ФЭО» на Челябинской свалке, в Усолье-Сибирском и на будущих проектах — на БЦБК и Красном Боре.Р. Х.) использовал, по мнению ФАС, подложные документы для получения заказа на рекультивацию. Компания указала в документе, что имеет опыт работ на 170 миллионов рублей по контракту, сумма которого на самом деле равна 20 миллионам. Любая серьезная государственная компания, узнав, что подрядная организация имеет в портфолио подобную историю, отказалась бы от ее услуг. Но ФЭО эта история не смутила.

Чаша доверия, терпения и укрывательства в один день переполнится — президент узнает, что на самом деле творится в Усолье-Сибирском. Сегодня он получает от «Росатома» отфильтрованную информацию: мол, работы на объекте ведутся ударными темпами, с опережением графика и высоким качеством исполнения.

При этом «убрать» ФЭО из Усолье-Сибирского — не выход. Нужно провести серьезную ревизию, отстранить от работы людей, которые своим легкомыслием подвергают опасности здоровье 75 тысяч жителей Усолье-Сибирского, и привлечь к работе опытных ответственных специалистов.

Представители ФЭО рассказывают жителям, что новые заводы будут безопасными, аварийные ситуации здесь исключены.

Но при обращении с отходами I и II класса опасности «все хорошо» не может быть в принципе.

Чрезвычайные ситуации могут возникнуть на любом этапе работы. Например, транспорт, перевозящий отходы, может попасть в дорожное происшествие. Если опасные вещества в большом количестве окажутся в окружающей среде, это приведет к экологической катастрофе. Поэтому жителям важно знать, как логистически будет устроена транспортировка отходов и какие технологии по их переработке будут применяться на ПТК.

Жители Усолья-Сибирского правы, когда предлагает альтернативу экотехнопарку «Росатома» в виде сборных установок по утилизации отходов. Создавать стационарное предприятие в Усолье-Сибирском нет необходимости. Это чревато последствиями, начиная от образований навалов отходов, которые будут хаотично разбросаны на промплощадке, и заканчивая тем, что ФЭО завтра может просто не стать — никто не знает, какая ситуация будет в стране через 5–10 лет. Тогда площадка с привезенными отходами будет заброшена и в Усолье-Сибирском образуется гораздо более опасный объект накопленного экологического вреда.

Объемы отходов I и II класса опасности в России действительно большие. Сегодня специализированных объектов, которые принимают их, мало. Поэтому задача ФЭО — это ведение единого реестра отходов, из которого будет понятно, в каком количестве и на каком объекте они образуются, как будет осуществляться транспортировка отходов, сколько будут стоить мероприятия по их переработке и так далее.

Государство правильно мыслит: плодить токсичные полигоны и объекты накопленного экологического вреда больше нельзя, необходимо переходить к переработке этого вреда. С исполнительской стороны с этим пока все плохо.

Жители Усолья-Сибирского хотят жить в благоприятных экологических и экономических условиях. Чтобы обезопасить их, площадка «Усольехимпрома» должна быть в самое ближайшее время очищена от отходов. На ней должно заработать экологически чистое производство с рабочими местами. Никакой долгосрочной переработки отходов первого и второго класса опасности в Усолье-Сибирском быть не должно.

Переселять целый город в другое место нельзя. Необходимо просто привести промплощадку «Усольехимпрома» и прилегающую к ней территорию в порядок с помощью мобильных установок по переработке химических отходов.

Приведен фрагмент публикации. С полной версией можно ознакомиться в источнике по ссылке: