Желтый снег, мертвые птицы и вонь. Что происходит в Сегеже? Желтый снег, мертвые птицы и вонь. Что происходит в Сегеже?

Желтый снег, мертвые птицы и вонь. Что происходит в Сегеже?

В «Зелёный Фонд» обратились жители карельского города Сегежа, градообразующим предприятием которого уже долгие годы является местный ЦБК. Именно производство бумаги, по мнению заявителей, является источником целого комплекса экологических проблем, угрожающих не только состоянию окружающей среды, но и здоровью сегежцев.

Мы попробовали разобраться в ситуации и выяснить, почему, несмотря на колоссальный инвестиционный потенциал SegezhaGroup (АО «Система»), в СМИ регулярно появляются сообщения о желтом снеге, мертвых птицах или неприятном запахе в Сегеже.

Для начала мы запросили информацию у двух главных действующих лиц – собственно у Сегежского ЦБК и Балтийско-Арктического Управления Росприроднадзора. Также мы посмотрели публикации в открытых источниках и специализированных информационных системах, после чего выявили целый ряд несоответствий в опубликованной (или неопубликованной) информации. 

Однако не можем не отметить, что ответ на запрос «Зелёного Фонда» оперативнее всего поступил от самого предприятия, в котором нам сообщили о стремлении SegezhaGroup следовать принципам устойчивого развития и бережного отношения к окружающей среде. Оно и понятно. Ожидать ответа в духе «да, мы виноваты и действительно загрязняем все компоненты окружающей среды на километры вокруг» было бы наивно. Однако мы не можем назвать письмо «пустым и формальным». Например, в нем сообщается об инвестициях в систему биологической очистки сточных вод в размере 100 миллионов рублей. И даже назван срок окончания работ – ноябрь 2020 года. Кроме того, проводятся ремонтные работы электрофильтров содорегенрационных котлов, которые сжигают черный щелок, а образующиеся газы возвращают в производственный цикл. Черный щелок, кстати, является одним из профильных отходов целлюлозно-бумажной промышленности и его накопление является составной частью образования объектов накопленного экологического вреда. На многих аналогичных объектах черный щелок остается в качестве наследия после закрытия предприятий. Пожалуй, самый яркий пример – Байкальский ЦБК.

А вот письмо из Росприроднадзора дошло до нас не сразу. По мнению самой Службы – писмьо ранее было отправлено на электронную почту «Зеленого Фонда», но по каким-то причинам не дошло. По нашему мнению, письмо или забыли отправить или написали задним числом после повторного обращения в БАМУ Росприроднадзора. Отметим, что информации в письме содержится очень мало. Но нам еще повезло. Потому что на официальном сайте Управления Росприроднадзора по ссылке с новостью о результатах проверки «Сегежского ЦБК» информация и вовсе отсутствует в связи с тем, что «раздел находится в стадии заполнения». Возвращаясь к письму. Росприроднадзор провел плановую проверку предприятия в 2019 году. По результатам проверки были выявлены различные нарушения и выдано 8 предписаний, 2 из которых на момент подготовки ответа на наш запрос уже исполнены. Еще 6 находятся на контроле, но в связи со всем понятной эпидемиологической обстановкой провести внеплановую проверку исполнения предписания пока что невозможно. Ладно. Допустим, что верим.

Куда более подробную информацию удалось найти в системе «Контур.фокус». В ней есть вполне конкретные указания на правонарушения, за которые привлекли к ответственности «Сегежский ЦБК» и его должностных лиц. Например, выяснилось, что газоочистное оборудование скруббер «Иматра-Вентури» работает не в проектном режиме (эффективность работы составила 74,7 %, при заявленной 95 %). И вот здесь уже есть некоторые расхождения. Напомним, проверка проводилась в октябре 2019, а в публикации на официальном сайте SegezhaGroup от 19 ноября 2019 (то есть, уже после проверки) сообщается: «Система газоулавливания на Сегежском ЦБК в течение всего 2019 года действует в штатном режиме. Об этом свидетельствуют результаты повторной проверки анализов атмосферного воздуха и воды в зоне влияния производства». Повторная проверка проводилась силами экологического отдела санитарно-промышленной лаборатории Службы производственной безопасности Сегежского ЦБК. То бишь собственной лабораторией, в которой сотрудники зарплату получают от SegezhaGroup.

Однако самое серьезное, на наш взгляд, нарушение, выявленное Росприроднадзором - отсутствие Решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод по выпуску № 1. Это значит, что сбрасывать туда могли что угодно и в каких угодно количествах – без контроля предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Прибавим к этому превышение загрязняющих веществ в выпуске предприятия в Выгозеро и получим довольно печальную общую картину в сфере охраны водных объектов. Даже несмотря на заявления руководства предприятия о существенных инвестициях в очистку производственных стоков.

Ну и последнее, на что обратим внимание читателей (надеемся, среди них будут как представители БАМУ Росприроднадзора, так и топ-менеджмент SegezhaGroup) – нарушения в сфере обращения с отходами. А именно, Росприроднадзор установил, что «Сегежский ЦБК» продавал отработанные  пропитанные антисептическими средствами железнодорожные деревянные шпалы (отход III класса опасности) организации, не имеющей лицензию на обращения с отходами 1-4 класса опасности. Избавились от отходов – все равно куда. Согласитесь, это никак не свидетельствует о трепетном отношении к вопросам экологии и точно не соответствует принципам устойчивого развития.

В настоящее время «Зелёный Фонд» планирует поездку в Карелию, чтобы на месте разобраться во всех нюансах сегежской проблемы и обратить внимание всех заинтересованных сторон на все еще незадействованные механизмы снижения негативного воздействия на окружающую среду. Надеемся, что и БАМУ Росприроднадзора, и власти Сегежского района, и SegezhaGroup готовы к открытому диалогу и реально заинтересованы в улучшении экологической обстановки.  

Фото: Официальный сайт SegezhGroup