Экология Челябинска в опасности из-за действий «Федерального экологического оператора» при рекультивации свалки Экология Челябинска в опасности из-за действий «Федерального экологического оператора» при рекультивации свалки

Экология Челябинска в опасности из-за действий «Федерального экологического оператора» при рекультивации свалки

Накануне мы писали о том, что от внимания «бдительных» общественников из Челябинска ускользнули серьезные недочеты в работе «Федерального экологического оператора» при рекультивации городской свалки в Металлургическом районе. Многочисленные выезды группы мониторинга ЧРЭОО «Антисмог» (последний из которых состоялся 1 июля) не зафиксировали нарушений в работе ФЭО и его подрядчиков. 

А теперь, как мы и обещали, объясним, почему считаем такой общественный мониторинг крайне неэффективным и абсолютно точно необъективным. 21 июня 2021 года Росприроднадзор завершил внеплановую проверку ФГУП «Федеральный экологический оператор» в целях исполнения поручений вице-премьера РФ А.В. Гордеева от 03.12.2019 и поручения вице-премьера РФ В.В. Абрамченко от 25.07.2020 № ВА-П11-8725 об организации проведения проверок соблюдения норм природоохранного законодательства юридическими лицами, осуществляющими работы по рекультивации свалок (полигонов) твердых коммунальных отходов. В данном случае – Челябинской городской свалки.

По результатам контрольно-надзорного мероприятия выявлено 12 нарушений требований законодательства, в числе которых осуществление работ с отступлением от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы по нескольким параметрам:

▪️площадь свалочного тела и абсолютные отметки поверхности свалки после рекультивации не соответствуют проектной документации; 

▪️в составе сооружений для очистки фильтрата отсутствует резервуар очищенных вод фильтрата объемом 2 500 кубометра; 

▪️в состав комплекса очистных сооружений поверхностного стока входит резервуар-накопитель ливневых и талых вод (размерами 50,0х79,0х3,6м), вместо предусмотренного проектом пруда-усреднителя объемом 30 000 м3; 

▪️ фактическое количество газосборных колодцев, манифольдов и сифоновив системе сбора биогаза не соответствует проектной документации; 

Кроме того, «Федеральным экологическим оператором» допущено неисполнение обязанности по составлению паспортов отходов I - IV классов опасности. Паспорта отходов, образовавшихся при работах по рекультивации, отсутствуют. У предприятия также отсутствуют журналы учета в области обращения с отходами производства и потребления, чем допущено неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления. Мониторинг качества атмосферного воздуха выполнен не в полном объеме – мониторинг проведен не в каждый период НМУ (что для Челябинска довольно критично).  

Как установило ведомство Светланы Радионовой «ФЭО» не получил специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу и допустил выброс таких веществ в  воздух Челябинска, а также не вносил в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2019-2020гг. Для промышленных экологов подобные нарушения – из разряда детского сада. И государственная организация, реализующая проекты по ликвидации экологического вреда, попросту не может себе позволить их допускать. 

Поэтому независимые общественные инспекторы и независимый мониторинг были бы очень кстати. Выявленные Росприроднадзором нарушения могли быть обнаружены раньше и, соответственно, на момент проверки их было возможно устранить. Но когда задача «общественников» продемонстрировать автоматические приборы измерения концентраций загрязняющих веществ в воздухе и раскрашенный в цвета организации автомобиль с мигалками – о каком скрупулезном мониторинге и выявлении нарушений может идти речь?

Коллеги из «Антисмога», конечно же, на нас обиделись. Как мы считаем, совершенно напрасно. Но самое забавное во всей этой истории, что Росприроднадзор был не в курсе общественного мониторинга «Антисмога», а «Антисмог» был не в курсе внеплановой проверки ФЭО. Что само по себе отвечает на вопрос, кто же является истинным заказчиком и благополучателем в этой истории «общественного контроля».