Близка к провалу? Счетная палата пришла к неутешительным выводам по мусорной реформе в России Близка к провалу? Счетная палата пришла к неутешительным выводам по мусорной реформе в России

Близка к провалу? Счетная палата пришла к неутешительным выводам по мусорной реформе в России

Счетная палата России признала, что в 17 регионах страны уже через два года будут исчерпаны мощности мусорных полигонов. Аудиторы сделали вывод, что даже при успешной реализации проекта «Чистая страна» поставленная президентом цель – ликвидировать все свалки в границах городов – достигнута не будет. Сегодня в России уровень переработки отходов не превышает семи процентов. На самом же деле более 90% мусора по-прежнему идет на полигоны и свалки, которые устарели, не соответствуют санитарным требованиям и, по сути, отравляют воздух, воду и почву. Как отреагировали эксперты на выводы контрольного органа, читайте на «ФедералПресс».

Суровый доклад Меня

Аудитор Счетной палаты Михаил Мень в опубликованном недавно докладе делает вывод, что ситуация в сфере обращения с отходами в России остается неблагополучной. «Согласно аналитике Росприроднадзора, когда начался нацпроект «Экология», в России числилось 8 тысяч 323 свалки, в том числе 916 свалок в городских округах. При этом федеральный проект «Чистая страна» предполагает ликвидацию и рекультивацию только 191 свалки. То есть более 700 свалок в городах будут не охвачены, а поставленная президентом цель убрать их все – не выполненная при любом раскладе», – сообщил Мень.

 
 

Официальные полигоны ТКО – в критической ситуации. Счетная палата сделала вывод, что в 17 регионах мощности свалок будут исчерпаны уже к 2022 году, а еще в 15 – к 2024 году. И создать новые полигоны в большинстве субъектов возможности нет.

Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» действует с прошлого года. Но, как считают в Счетной палате, пока проект с задачей не справляется, а его параметры требуют пересмотра. «Только 39 регионов предусмотрели в своих программах мероприятия по внедрению раздельного сбора отходов. Вопрос финансового обеспечения мусорной реформы также стоит остро», – отмечает Михаил Мень.

В Счетной палате предложили ряд срочных мер по мусорной реформе. В их числе – изменение паспорта проекта комплексной системы обращения с ТКО, корректировка финансирования, создание единой системы учета твердых коммунальных отходов и т.д.

Плачевная реальность

Эксперты «ФедералПресс» согласились с этими выводами. Так, зампредседателя Общественного совета Минприроды России, первый зампредседателя комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева отметила, что Счетной палатой были сделаны «хлесткие и объективные выводы». По словам Дударевой, не хватает производственной инфраструктуры, которая могла бы эффективно обрабатывать отходы и выпускать конкурентоспособную продукцию с использованием вторсырья.

 
 

Председатель Межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фонд» Олег Иванов отметил, что лишь «в силу служебных и этических ограничений» Михаил Мень прямым текстом не написал, что реформа провалена. По словам общественника, за кадровыми перестановками кураторов мусорной реформы так или иначе стоят лоббисты принципиально разных направлений утилизации отходов. «Большинство публичных скандалов, связанных с мусоросжиганием, захоронением или переработкой отходов инициируются различными бизнес-группами, желающими заполучить львиную долю рынка отходов России. Подливает масла в огонь и откровенное лоббирование госкорпорациями своих дочерних структур, не имеющих ни опыта, ни собственных технологий на участие в дорогостоящих проектах по ликвидации накопленного экологического ущерба. Например, предстоящая работа по ликвидации полигона опасных отходов «Красный Бор» в Ленинградской области. Есть мнение, что смета выполнения работ превышает первоначальные оценки специалистов, на что Счетной палате также следует обратить внимание», – сообщил эксперт.

Эколог Дмитрий Левашов привел пример городской свалки в поселке Воргашор в Воркуте. По его словам, «состояние полигона плачевное». При этом эколог уверен, что полигон работает нелегально – Левашов лично обнаружил там бутылки с этикетками 2020 года. «Свалка существует с пятидесятых годов. С начала мусорной реформы ее закрыли. На полигоне есть шлагбаум, но видны протекторы шин заезжающих туда авто. Три экскаватора нелегально выкапывали алюминий. При этом легкие частицы разносят ветром, и после дождя они оседают в округе, – рассказал Левашов. – Более того, центральный городской полигон Воркуты находится в нескольких километрах от стратегического аэродрома. Это опасно, потому что птицы могут создавать опасность для воздушных судов».

Одним из вопиющих нарушений, обнаруженных аудиторами Счетной палаты, Левашов назвал отсутствие морфологического анализа ТКО во всех регионах страны. «У нас разные климатические зоны, и в каждой свой морфологический состав. Объем пластика, бумаги и пищевых отходов даже в одном регионе из-за его климатических особенностей может быть разным. Не говоря обо всех субъектах. На юге почти нет фильтратов на полигонах, потому что все быстро испаряется. А Крайний Север, Урал – там другая специфика. Даже в пределах одного региона могут быть разные нормативы накопления. В ряде регионов, и нормативы накопления мусора завышены, то есть люди переплачивают чуть ли не втройне», – отметил эколог.

Как отметил независимый эксперт Анатолий Кузнецов, за мусорную реформу в России «взялись с уверенностью, что все порешают новые региональные операторы», многие из которых вообще оказались случайными в этой сфере. В итоге сбор отходов в городах ограничился красивой картинкой с цветными евробаками и фирменными машинами.

Недоверие граждан растет

Доверия россиян к действиям органов власти в сфере обращения с отходами с началом реформы больше не стало. Эффективная работа этой системы может быть связана только с успешным взаимодействием общества и государства, считает сотрудник Центра охраны дикой природы Любовь Якубовская. «Человеку непонятно, почему он должен изменить свои каждодневные привычки, например, завести еще один мусорный пакет только для стекла, пластика и металла без следов органики, потом нести его в специальный контейнер и так далее, не имея ни малейшей гарантии, что его отсортированный мусор не смешают на каком-то этапе с остальными отходами и не выкинут также на нелегальной свалке», – отметила эксперт.

По словам Любови Якубовской, если нет эффективных механизмов общественного контроля за обращением отходов, бесполезно ожидать от людей «подвигов». «Когда соседка тетя Маша говорит вам, что видела, как отходы из обоих контейнеров сбрасывают в одну и ту же мусорную машину, ее «месседж» превосходит по эффективности любые пафосные заявления по телевизору. Люди, от которых ждут ответственного поведения в разделении отходов, видят расследования относительно мусорной мафии и моменты безнаказанности и задаются вопросом, не послужит ли коробочка от йогурта, которую они помыли и выбросили в нужный контейнер, дальнейшему обогащению семьи какого-то прокурора, курирующей мусорный бизнес, и постройке сто восемнадцатого шубохранилища», – отмечает эксперт.

Да, большинство людей продолжает ссыпать мусор, как попало даже там, где уже стоят контейнеры для РСО. По мнению Якубовской, это их «доступный бунт против системы», когда невозможно выразить недовольство иным способом.

Начать сначала

После «глубокой рефлексии проваленного сценария», возможно, и надо будет вернуться к истокам реформы. По словам независимого эксперта Анатолия Кузнецова, начинать надо с раздельного сбора мусора на площадках сбора как единственного условия дальней работы с отходами: переработки, утилизации и прочего.

Эколог Дмитрий Левашов считает, что важно заняться определением морфологического состава отходов во всех субъектах и привести сами полигоны и свалки в соответствие с нормативами. Пока же, с сожалением отметил эксперт, этого сложно добиться.

 
 

Как считает Альбина Дударева, нужно сформировать единую технологическую политику отрасли. «Стратегические задачи в рамках нацпроекта должны быть подтверждены расходами бюджета. Но, увы, даже нет финансирования в полном объеме с таким трудом созданного отраслевого центра компетенций ППК «РЭО». Для инвесторов отрасль не интересна, а в нацпроекте нет механизма привлечения внебюджетных средств», – отметила эксперт.

По словам Дударевой, требуется решить проблемы нелегального оборота отходов и вторичных ресурсов, фальсификаций при уплате экологического сбора и рисков банкротства части региональных операторов в связи с нестабильным финансовым состоянием, на которые указывает Счетная палата в своем анализе. «Объекты по обращению с отходами хотя бы частично должны быть государственными, потому что укрупнение и монополизация отрасли может перейти в политическое давление, и такие прецеденты были и за рубежом, и уже в России», – добавила эксперт.

Общественный деятель Олег Иванов считает, что история с созданием новой системы обращения с отходами в России – это «все еще про деньги, но не про экологию». По его мнению, институт региональных операторов, задумывавшийся как главный элемент «мусорной реформы», лишь породил большое количество посредников, но никак не администраторов и управленцев в сфере ТКО. «Настолько же критично я отношусь и к целому ряду концессий, которые призваны радикально модернизировать инфраструктуру в регионах. До тех пор, пока власти будут лояльны к неэффективности исполнителей в лице чиновников и бизнеса, цели реформирования системы обращения с отходами достигнуты не будут»,– констатировал активист.

Фото: ИА ФедералПресс