Спасибо коллегам за подачу. С конца прошлого года у нас под сукном лежит письмо заказчика строительства трассы – «Автодора». Мы ждали удобный момент, чтобы его обнародовать и вот этот момент настал.
Итак, речь пойдет об утилизации строительного грунта, которого при строительстве дорог (а тем более такого масштаба) образуется весьма значительное количество. Такой грунт по умолчанию является отходом, а значит и правила обращениям с таким грунтом регламентированы законодательством об отходах производства и потребления.
Однако в «Автодоре» решили воспользоваться лазейкой, появившейся в марте 2023 года. Суть ее в том, что грунт может быть как отходом, так и «побочной продукцией». То есть, материалом. Именно по этому пути и решили пойти строители М-12, указав «Зелёному Фонду» на то, что «в случае признания грунта материалом он приобретает статус отходов, только если по истечении трех лет не был продан».
Что случится с отвалами грунта за три года? Частично они порастут травой и станут новыми элементами ландшафта, частично будут размыты талыми водами и атмосферным осадками. Таким образом, «побочный продукт» будет тесно интегрирован в природную среду и признать его отходом станет еще сложнее.
Фактически, вместо того, чтобы выстроить нормальную работу по обращению с отходами строительства и грунта, «Автодор» пустил это дело на самотек. Да еще и опираясь на таких «надежных» подрядчиков, как «Региональная строительная компания», экс-генеральный директор которой уже объявлен в розыск.
Усилиями прокуратуры и независимого суда ущерб природе в Башкирии от деятельности РСК уже составил 2,7 миллиона рублей. Что будет, когда Росприроднадзор в 2026 году пойдет проверять площадь перекрытия отходами грунта мест временного хранения «побочного продукта», плавно превратившегося в отход? Время покажет. А пока мы с нетерпением этого ждем, напомним «Автодору» и прочим хитрым заказчикам многомиллиардных бюджетных проектов, что по отходам грунта 5 класса опасности уже имелся прецедент расчета вреда природе в размере 3 миллиардов рублей.