«Зеленый Фонд» для Давыдов.Индекс об озвученном Минэкономразвития сроке достижения Россией углеродной нейтральности  «Зеленый Фонд» для Давыдов.Индекс об озвученном Минэкономразвития сроке достижения Россией углеродной нейтральности

«Зеленый Фонд» для Давыдов.Индекс об озвученном Минэкономразвития сроке достижения Россией углеродной нейтральности

Председатель МЭОО «Зеленый фонд» Олег Иванов рассуждает о том, что Минэкономразвития назвало срок достижения Россией углеродной нейтральности:

Я считаю новый сценарий стратегии низкоуглеродного развития России оптимистичным. И боюсь, что тот ее сценарий, который рассматривал в том числе возможность недостижения углеродной нейтральности, более реалистичен.

По всей видимости, люди, которые делали расчеты, сильно уповают на российские природные ресурсы – на то, что у нас очень большая площадь лесов, которые, по идее, компенсируют серьезные объемы выбросов углерода. Но без модернизации промышленных предприятий в части контроля и регулирования, квотирования выбросов в любом случае будет не обойтись. Пока же, как показывает ход федерального проекта «Чистый воздух» в составе национального проекта «Экология», промышленники не торопятся инвестировать в чистый воздух, сокращать свой углеродный след.

Мы видим движения на бумаге – в части обещаний, принятых на себя обязательств. Но думаю, что за три года со старта национального проекта «Экология» и проекта «Чистый воздух» жители городов не очень ощутили снижение негативного воздействия промышленности. Ну, может быть, статистика улучшилась местами – но статистика зависит от того, кто ее рисует и для каких целей это делается.

Именно поэтому мне видится достаточно эффективным механизмом реализации этих задач прежде всего выстраивание независимого аудита всех мероприятий, проводимых как государственными органами, так и хозяйствующими субъектами. Без этого достичь реальных целей будет невозможно.

К сожалению, сейчас к отчетам, которые поступают из регионов по многим направлениям охраны окружающей среды, делают достаточно серьезные переписки – чтобы перед Москвой, перед начальством отчитаться, что все хорошо и мы движемся в правильном направлении. Но часто можно увидеть, что эти цифры не соответствуют действительности, если их серьезно проверять.

И все же создавать внутри государства какие-то контролирующие структуры или взваливать на плечи Росприроднадзора и Роспотребнадзора функции аудита этих отчетов было бы, мне кажется, нецелесообразно. Нужно все-таки задуматься, как больше привлекать общественных экспертов, науку и создавать органы, которые были бы максимально независимы от государства и государственного финансирования.