Минэкономразвития выступило за перенос реформы расширенной ответственности производителя (РОП), которая предполагает, что производители должны будут сами утилизировать товары и их упаковку или платить за это экосбор, на два года — с 2022-го на 2024-й. Подробнее — в материале РБК.
Эксперт Олег Иванов (председатель межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый Фонд», Москва) комментирует:
Минэкономразвития оказывает большую услугу коллегам из Минприроды, предлагая сглаженный выход из созданных невыполнимых условий с учетом нереалистичных сроков реформирования в сфере расширенной ответственности производителей (РОП). Чиновники, к сожалению, видят мусорную реформу в целом как перечень поручений и целевых показателей, которые необходимо выполнить к такому-то году. Как это технически выполнить – понимания нет. При этом обсуждение ведется где-то наверху, откуда, как считают участники процесса обсуждения, виднее.
На самом же деле вопрос утилизации и переработки упаковки в первую очередь вопрос низовой. От раздельного сбора в каждом домохозяйстве и каждым хозяйствующим субъектом через логистику к объектам переработки и утилизации. Конечным пунктом должен стать выпуск продукции из вторсырья, которая будет востребована на рынке. Поэтому начинать надо с инвестиций в создание отрасли переработки и обеспечения госзаказа на продукцию из вторсырья. Затем останется отрегулировать уже фактически сложившиеся отношения между бизнесом, который образует потенциальное вторсырье и бизнесом переработчиков.
Пока же экосбор и обязательства по переработке упаковки в рамках РОП выглядят как очередные бессмысленные поборы, которые будут расходоваться на содержание ППК «Российский экологический оператор» и прочих приближенных к мусорной реформе. Естественно, что при таких обстоятельствах бизнес не хочет нести дополнительную нагрузку под видом ответственности.
Государство еще не создало те условия, при которых РОП будет работать так, как задумывалось. И пока вектор не изменится в сторону первоочередности создания перерабатывающей отрасли, множащиеся поручения и законопроекты не запустят механизмы расширенной ответственности. Об этом с уверенностью можно говорить, наблюдая за институтом региональных операторов, который спустя два года после старта «мусорной реформы» не привнес почти ничего нового в систему обращения с отходами.