Почему жители Советска Калининградской области не верят властям и экспертам после годичных мучений от зловонного запаха полигона ТКО «Барсуковка»? Попробуем ответить на этот и другие вопросы по результатам прошедшей вчера встречи экспертов и чиновников с общественностью.
1. Причины социально-экологического конфликта. Полигон ТКО «Барсуковка» был открыт в 2013 году, как «первый современный» объект размещения отходов в Калининградской области. Объект был рассчитан на небольшую мощность приема отходов, исходя из потребностей нескольких муниципалитетов на востоке Калининградской области. До 2023 года «свалка» особо не доставляла хлопот, но затем на объект хлынул поток ТКО не предусмотренный проектом. В Барсуковку повезли коммунальные и промышленные отходы практически со всей области. По словам местных жителей, за 2023 год полигон принял такой же объем, как за предыдущие 10 лет работы. Тогда до Советска и долетел удушливый запах свалки.
2. Кто виноват? Пожалуй, это главный вопрос. По нашему мнению, вина полностью лежит на предыдущем губернаторе Антоне Алиханове и ушедшим вслед за ним в отставку региональном министре природных ресурсов и экологии Олеге Ступине. Алиханов и Ступин фактически ликвидировали все совещательные экологические органы, отказывались слушать специалистов и экспертов, не торопились с реализацией концессионного соглашения по строительству нового объекта переработки и размещения ТКО в Корнево Багратионовского района. Параллельно были закрыты все старые свалки, включая объект в Советске, прошла рекультивация крупнейшего областного объекта захоронения ТКО в пос. Космодемьянского города Калининграда.
На выходе в распоряжении Калининградской области осталось 4 официальных и легальных полигона: Круглово (Зеленоградский ГО), Ельняки (Гвардейский ГО), Барсуковка (Неманский ГО) и Жаворонково (Гусевский ГО). Несмотря на то, что даже совокупно эти объекты по проектным расчетам не закрывали потребности Калининградской области, территориальная схема со скрипом заработала.
Первыми жертвами отсутствия стратегического планирования пали Круглово и Ельняки, как ближайшие к Калининграду. Именно поэтому они очень быстро переполнились, начались аварийные ситуации с возгораниями и, в итоге, исчерпавшие свои возможности полигоны пришлось закрыть для приема отходов. В распоряжении отрасли остались лишь Барсуковка и Жаворнково.
3. Что делать? Жители Советска единодушны в своем мнении – закрыть Барсуковку. Никакие альтернативные варианты местными активистами не принимаются и не рассматриваются. Исходя из сложившейся ситуации, требование абсолютно обоснованное и понятное. Но дело в том, что закрытие объекта приема отходов ситуацию быстро не исправит, а в долгосрочной перспективе лишь усугубит ее. Сравнить «историю болезни» можно с тяжелым заболеванием, которое было приобретено в виду неправильного образа жизни и под воздействием множества негативных факторов. Однако после диагностирования и назначения сложного длительного лечения, пациент пришел в негодование и потребовал сейчас же его вылечить и «вернуть все как было». Увы, такие чудеса невозможны ни в медицине, ни в промышленной экологии. Поэтому, Барсуковке предстоит сложная и длительная реабилитация прежде, чем объект будет закрыт и рекультивирован.
4. Упущенное время. Еще одно справедливое замечание советчан – власти обещали решить проблему запаха еще год назад. Однако принятые региональным оператором меры (а они действительно были приняты – в этом мы убедились лично побывав на Барсуковке) быстрого результата не дали. А если еще откровеннее – не дали никакого ощутимого для советчан результата. На объекте позитивные изменения увидеть можно, а вот на запах это, увы, никак не повлияло.
5. От слов к действиям. Именно этой цитатой «Зеленый Фонд» прокомментировал складывающуюся ситуацию с Барсуковкой региональным СМИ. Модульное оборудование для очистных сооружений, которое будет чистить свалочный фильтрат, уже заказано и должно поступить на объект в начале сентября. После чего начнется его монтаж. Специалисты московскойпроизводственной компании также предварительно договорились об установке системы дегазации на полигоне. И здесь скорость установки будет зависеть от ряда факторов, в том числе, позиции Росприроднадзора по вопросу государственной экологической экспертизы. Минприроды области обещает при любом раскладе уложиться в год. Небыстро. Но иначе, с точки зрения «лечения», не бывает.
P.S. Во время встречи в Советске местные жители с недоверием отнеслись к московским гостям. Многие связали проведение мероприятия «с умиротворением» в рамках предвыборной кампании врио губернатора Алексея Беспрозванных. Отчасти, это безусловно так. Но подводная часть айсберга куда больше – это проработка в течение нескольких месяцев вопроса специалистами, которая велась с учетом того, что Алиханов и Ступин точно покинут свои должности. Соответственно, принимать решительные действия в отношении «Барсуковки» было необходимо без учета их мнения с одновременным поиском технических решений, финансирования и исполнителей работ. К вчерашней встрече в Советске все необходимые составляющие были найдены. За что отдельное спасибо заместителю председателя общественного совета при Минприроды РФ Руслану Губайдуллину.