Соответствующее заявление сделал в ходе заседания рабочей группы под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов (аудиозапись совещания имеется в распоряжении «Зелёного Фонда»).
«Подписано постановление в форме ДСП о нормативно-правовой базе, необходимой для доведения денежных средств до наших коллег из Росатома. Я сразу скажу: нам нужно сделать два действия. Первое – это пройти проектный комитет с Департаментом Тихонова. Эту задачу мы себе поставили и должны ее в ближайшее время выполнить и тогда мы сможем довести финансирование на проектно-сметную документацию. И отработать вместе с коллегами из Росатома техническое задание, которое они будут делать. По форме исполнения от Минприроды этим будет заниматься ГКУ «Дирекция «Красный Бор» - служба заказчика, которая будет оперировать, в том числе и с точки зрения строительных работ и сопровождения их вместе с нашими коллегами из Росатома».
На удивление, речь министра показала, что он уже довольно глубоко погрузился в тему и очень хорошо представляет, что нужно сделать для достижения успеха на Байкале. Александр Козлов с легкостью жонглировал данными и сведениями из протокольных совещаний, состоявшихся ранее, а также ссылался на новшества законодательства (в частности, пакет законодательных актов о специальной экологической зоне Байкальской природной территории, инициированный председателем комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым).
Однако во всей этой истории настораживает институт финансового распорядителя средств на ликвидацию отходов БЦБК – «Дирекция «Красного Бора» (для удобства будем называть ее так же, как Александр Козлов). Фактически это означает, что через бюджетное учреждение будут проходить основные средства на ликвидацию знаковых объектов накопленного экологического вреда. Как минимум, «Красного Бора» и «БЦБК». Логично предположить, что со временем туда же добавится и промплощадка «Усольехимпрома». Подрядчик (он же единственный исполнитель) на всех трех объектах известен – это ФЭО (экс РосРАО). И вот теперь правительство делает определенные шаги, чтобы и финансирование пошло столь же безальтернативно и единообразно. Насколько это хорошо или плохо, покажет время. Но одно совершенно точно – механизм финансирования и актуальная информация о ходе освоения средств будет максимально закрытой.