История тянется аж с 2016 года, когда по иску природоохранной прокуратуры было принято решение Благовещенского городского суда, в соответствии которым ответственные органы власти должны были принять меры по утилизации опасных отходов. Затем, в 2017 году, в апелляционной инстанции решение суда чуть поменялось, но сути не изменило. Пестициды должны были отправиться на утилизацию, а бремя финансирования соответствующих мероприятий было возложено на власти Амурской области.
Дальше началась странная и безуспешная история, по ходу которой пестициды пытались сначала сжечь на территории региона, затем вывезти для захоронения в Красноярский край, потом снова сжечь, но уже в Приморском крае, потом снова вернуть агрохимическую просрочку в Амурскую область и снова пытаться сжечь. Все эти телодвижения с бюджетными тратами и привлечением более чем сомнительных подрядчиков продолжались в течение пяти лет. Однако до сих пор большая часть обнаруженных на складах космодрома пестицидов не утилизирована.
И вот в начале 2023 года случается и вовсе странное – областное Минприроды снова обращается в Амурский областной суд и просит разъяснить апелляционное определение коллегии облсуда от 17 февраля 2017 года. То есть, почти шесть лет спустя после вынесения определения. Главный вопрос и непонимание (согласно позиции Министерства) состояли в том, что суд ссылался сразу на два федеральных закона – 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и 109 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Дескать, законы противоречат друг другу и как нам исполнять решение – вообще непонятно. В итоге коллегия еще раз коллективно подумала и постановила: «обезвреживание таких веществ следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
И вроде бы здесь должен быть хэппи-энд в связи с открывшейся определенностью и однозначностью. Во всяком случае, региональные журналисты, которые даже не знают, как правильно пишется фамилия Руководителя Росприроднадзора, уже раструбили о решении суда, как об «ура-ура» событии. Только статья 24 указанного судом закона имеет весьма расплывчатую формулировку, которая вряд ли поможет Минприроды Амурской области и убережет амурских чиновников от того, чтобы в очередной раз не наломать дров. Кроме того, следование этим нормам никак не отменяет требований закона «Об отходах производства и потребления» в части отнесения конкретных видов отходов к конкретному классу опасности.
Например, об этом говорится в разъяснении Суздальской межрайонной прокуратуры от 22 августа 2018 года, то есть опубликованное уже после принятия Амурским областным судом определения 17 февраля 2017 года: «Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности». Так что, вряд ли амурскому министру Дмитрию Лужнову и его патрону-губернатору Василию Орлову удастся обойти нормы закона с другой, более удобной для себя стороны. А «Зеленый Фонд» продолжит внимательно следить за этой более чем странной историей.