Правительство Калининградской области критически затянуло с введением особого противопожарного режима на территории региона. Из-за бездействия областных чиновников и губернатора Антона Алиханова в условиях многочисленных палов травы не было оснований для проведения специальных противопожарных мероприятий. В результате причинен значительный ущерб, как окружающей природной среде, так и материальному имуществу.
Мы решили разобраться в причинах произошедшего и не нашли в официальных оправданиях чиновников ничего кроме халатности и перекладывания ответственности с областных властей на МЧС. В ответе на запрос «Зелёного Фонда» о сроках и основаниях введения особого противопожарного режима, пресс-секретарь губернатора Дмитрий Лысков сослался на положения соответствующего Постановления, которым утвержден порядок принятия решений.
Согласно этому порядку, в случае повышения уровня пожарной опасности особый противопожарный режим вводится по предложению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Калининградской области и (или) по предложению главного государственного инспектора Калининградской области по пожарному надзору. В данном случае, режим был введен по предложению начальника ГУ МЧС России по Калининградской области Романа Емельянова, которое было оформлено 14 марта 2022 года.
Теперь обратимся к сообщениям региональных СМИ по хронологии палов травы. Первый тревожный звонок прозвучал еще 28 февраля, которым сообщалось о двух случаях возгорания, для ликвидации которых привлекались пожарные расчеты пожарно-спасательных частей в составе 13 человек и 2 единицы техники. Уже 8 марта появилось сообщение о резком увеличении количества палов травы. За сутки пожарные выезжали 16 раз в составе 65 человек и 16 единиц техники. 13 марта дороги области затянуло густым дымом, что вызвало всплеск негодования у автомобилистов. Днем ранее, 12 марта, для ликвидации палов было задействовано 203 человека и 48 единиц техники. Наконец, 14 марта, когда официально оформилось предложение начальника ГУ МЧС, за двое суток насчитали около сотни возгораний.
Теперь к главному выводу – чем все это время была занята комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Калининградской области? Конкретно: какие неотложные дела помешали председателю комиссии - губернатору Антону Алиханову и членам комиссии, профильным министрам Олегу Ступину (экологии и природопользования) и Наталье Шевцовой (сельского хозяйства) выступить с инициативой о введении особого противопожарного режима при первых признаках повышения уровня пожарной опасности (как предписано постановлением Правительства региона)? Похоже, ответить на этот вопрос смогут только органы прокуратуры.
Но уже очевидно, что результатом халатности областных чиновников в совокупности с ненадлежащим исполнением обязаннстей руководства муниципального предприятия Гвардейского ГО «Радуга» стало возгорание полигона ТКО в поселке Ельняки 26 марта. Надеемся, в расследовании причин пожара на полигоне будет присутствовать и ссылка на несвоевременное принятие решения об особом противопожарном режиме в Калининградской области.