Олег Иванов: У некоторых региональных операторов в тариф уже заложена обработка, сортировка мусора, которая фактически не проводится, а люди за неё платят

Антон Липовский: Ну и у нас остается время ровно для беседы с экспертом. Вопросов у нас немало. Говорим про пластик, да и вообще, конечно, про его утилизацию, про экологическое движение. Олег Иванов с нами на связи, председатель Межрегиональной общественной экологической организации «Зелёный Фонд». Олег Владимирович, здравствуйте!

Анастасия Семенова: Здравствуйте!

Олег Иванов: Здравствуйте!

Антон Липовский: Скажите, пожалуйста, вот мы сегодня начали с того, что есть поручение правительства все-таки простимулировать максимально быстрый переход с пластика на целлюлозную бумажную продукцию в качестве тары, упаковки. А насколько это реально сделать в кратчайшие сроки?

Олег Иванов: Это реально сделать. Не в кратчайшие, конечно, сроки, но в довольно сжатые сроки. И здесь вопрос лишь в том, чтобы такая инициатива нашла отклик и понимание у бизнеса – чтобы бизнес был готов сам перейти с пластика на бумагу. Потому что многие точки питания, владельцы их – люди достаточно консервативные. У них есть ряд предубеждений к бумажной таре. Они считают, что она недостаточно практичная, недостаточно удобная.

И если вот эти все мифы развеять и действительно показывать образцы качественной продукции, то бизнес заинтересуется. И тогда сроки перехода будут действительно небольшими.

Антон Липовский: То есть ресурсов у нас достаточно, для того чтобы вот что называется, переобуться, да?

Олег Иванов: Конечно, да, в стране достаточное количество целлюлозно-бумажных производств, которые могут вырабатывать необходимую продукцию. Поэтому здесь я не вижу никаких проблем в плане обеспечения.

Антон Липовский: Ну вот скажите, мы сейчас, общаясь с телезрителями, вы, наверное, слышали, да? Ну вот хорошие примеры: пошли с авоськой, но при этом принесли помидоры и перцы с огурцами в полиэтилене. Купили телевизор. Он, соответственно, идет в какой упаковке? Чаще всего завернутый в полиэтилен. Внутри находится тоже не перерабатываемые материалы. Как? Как перейти-то?

Олег Иванов: Здесь действительно государство должно регулировать в сфере торговли, вот прям спуститься на самые нижние этажи к ритейлу. И здесь вопрос диалога. Опять же, чтобы все это было удобно. И чтобы перерабатываемые материалы были не только экологичными, а чтобы они еще были практичными и удобными для всех сторон. В товарообмене, так скажем.

Поэтому здесь важно предлагать уже какие-то готовые решения, показывать выгоду этих готовых решений. Желательно, чтобы эта выгода исчислялась в том числе и в денежном выражении. Тогда бизнес с удовольствием перейдет на все перерабатываемое.

Анастасия Семенова: Да, Олег, скажите, пожалуйста, а вот такой вопрос. Многие пишут, что сортируют мусор, но, допустим, далеко куда-то ехать нужно. Но все равно люди молодцы, делают свое дело. Как-то можно повлиять – допустим, написать в администрацию, что «сделайте пожалуйста, раздельные контейнеры. Мы готовы. Мы хотим». А люди-то готовы.

Антон Липовский: Ну, чтобы это доступно было, когда появляется желание.

Анастасия Семенова: Да. А не куда-то на другой конец города.

Олег Иванов: Ситуация отличается от региона к региону. В администрацию, конечно, написать можно. Но уже достаточно давно, с 2019 года все полномочия к распределению и обслуживанию контейнерных площадок относится к ... деятельности региональных операторов. Поэтому, конечно, здесь нужно в первую очередь обращаться к региональному оператору. И опять же, не у каждого оператора есть...

Анастасия Семенова: Такая возможность.

Олег Иванов: Возможность раздельно забирать отходы, отвозить перерабатываемое в одну сторону, не перерабатываемое – на захоронение. Потому что, я думаю, ни для кого не будет хорошо, если контейнеры раздельные стоять будут, но потом все это будет забирать одна машина и отвозить на захоронение, на свалку.

Анастасия Семенова: Вопрос вот от телезрителей: «Ну мы заменим пластиковую посуду на бумажную. А деревья потом посадим или как?»

Олег Иванов: Во-первых, бумажная продукция делается не из тех деревьев, которые произрастают в городах. Как правило, крупные предприятия, которые занимаются лесозаготовкой, они именно в лесах производят. И там обязательно разработка плана ведения лесного хозяйства, в том числе и лесовосстановления, в обязательном порядке. Поэтому эти предприятия, которые занимаются вырубкой, – арендаторы, они занимаются и лесовосстановлением, то есть высаживанием новых деревьев в лесу.

Антон Липовский: Да. Но я неспроста вас про ресурс – достаточно ли ресурсов у нас спросил. Хорошо, если б вот все как на бумаге, было бы так на деле. Скажите, а экономически? Вы сказали, чтоб бизнесу было интересно. Но вот пластиковая упаковка порой стоит там три копейки, даже меньше. А ведь бумажная будет стоить дороже.

Анастасия Семенова: Так мы это и видим.

Олег Иванов: На первых порах – наверняка. Потому что всегда переход на значительные объемы производства какой-то новой продукции, он затратен на первых порах. В дальнейшем, когда спрос будет устойчивым, покупать эту тару будут также устойчиво, она будет востребована, цены можно будет снижать.

По себестоимости производства бумажной или пластиковой тары, я думаю, что там нет прям большой разницы в самом процессе производства. Поэтому здесь вопросы рыночного регулирования, которые вполне могут сработать. Плюс, опять же может быть какая-то поддержка от государства, которое может субсидировать вот эту вот разницу.

Анастасия Семенова: А вот телезритель спрашивал: «А если вот, ну сделать этот раздельный мусор, будем ли мы меньше платить за этот вывоз мусора? Потому что мы же тоже помогаем, разделяя этот мусор».

Антон Липовский: А тарифы растут. Считают: несправедливо.

Олег Иванов: Это совершенно справедливое замечание. Более того, у некоторых региональных операторов в тариф уже заложена обработка, уже заложена сортировка, которая фактически не проводится. Но люди за нее действительно платят.

И антимонопольные службы, прокуратура достаточно часто на это обращают внимание. То есть деньги на это заложены, а сама процедура не проводится.

Антон Липовский: Ага, Олег. Я не могу не задать вопрос. Сообщений на эту тему огромное количество. Вот мы рассортировали пластик. Кто-то воспользовался мусоропроводом и все свалил в одну кучу. А кто-то в итоге кинул все в раздельные баки. А баки мы видели, как свалили в одну кучу тоже. И там куча, и там куча. Так в итоге-то что происходит? В итоге куда все это девается?

Олег Иванов: С одной стороны, опять же, если есть возможность какой-то автоматизированной сортировки, опять же такие комплексы есть. Они работают на территории различных субъектов Российской Федерации. В автоматическом режиме машина отсортирует в одну сторону одни отходы, в другую сторону – другие.

Там же, где такая сортировка не предусмотрена, все будет отправлено на захоронение, на свалки. К сожалению.

Антон Липовский: Ну вот, понятно. Ну вот поэтому зрители по этому поводу и переживают. Хорошо. Олег Иванов с нами был на связи, председатель Межрегиональной общественной экологической организации «Зелёный Фонд». Спасибо большое!