Олег Иванов: Пока топ-чиновники Минприроды и РЭО не изменят суть самого подхода к достижению целей нацпроекта «Экология», топтание на месте будет продолжаться Олег Иванов: Пока топ-чиновники Минприроды и РЭО не изменят суть самого подхода к достижению целей нацпроекта «Экология», топтание на месте будет продолжаться

Олег Иванов: Пока топ-чиновники Минприроды и РЭО не изменят суть самого подхода к достижению целей нацпроекта «Экология», топтание на месте будет продолжаться

Председатель МЭОО «Зелёный Фонд» Олег Иванов о том что сортировка мусора в РФ может обойтись бюджету в 1,1 млрд рублей. Специально для «Давыдов. Индекс»:

Мне до сих пор непонятно, почему Минприроды РФ и публично-правовая компания «Российский экологический оператор» настойчиво ставят телегу впереди лошади. Сама суть раздельного сбора отходов заключается в последующей переработке. В России уже не первый год работают предприятия, перерабатывающие пластик, металл, макулатуру и иные продукты раздельного сбора, и часто этой деятельности мешает региональный оператор, который не заинтересован в передаче продуктов сортировки на переработку. Давайте попробуем разобраться, почему так происходит.

Во-первых, при утверждении территориальных схем в большинстве регионов предприятия-переработчики вообще не учитывались как составная часть логистики движения отходов. Все потоки замыкались на полигоны и сортировочные комплексы. Дальше, по мнению региональных органов исполнительной власти, переработка осуществляется сама собой. Еще один момент – расходы регоператоров на обработку отходов уже включены в тариф. Однако зачастую эта тарифная составляющая не работает вообще. Потому как практически весь объем уезжает на захоронение, то есть на свалки и полигоны.

Именно поэтому начинать надо не с раздельного сбора (это лишь верхушка айсберга), а с механизмов передачи отсортированных полезных фракций переработчикам, последующей оценке объемов полезного сырья/конечной продукции и поддержанию (стимулированию) спроса на такую продукцию. Именно тогда вопрос раздельного сбора станет лишь делом техники, в которое активно включатся сами переработчики. Ибо чем больше они соберут и переработают, тем больше заработают.

Да, в этой ситуации пострадают интересы многих регоператоров, основа работы которых построена на архаичной модели «вывоз-захоронение». И на такой модели зарабатывают довольно много, только разгребать последствия такой деятельности приходится федеральному бюджету, выделяя миллиарды на рекультивацию отработанных свалок. Пока топ-чиновники Минприроды и РЭО не изменят суть самого подхода к достижению целей нацпроекта «Экология», топтание на месте будет продолжаться еще многие годы.