Эксперт Олег Иванов (Председатель МЭОО «Зелёный Фонд») рассуждает о том, что Счетная палата обвинила в провале мусорной реформы Минприроды и региональные власти:
Без понимания региональной специфики Минприроды России никогда не добьется успеха в реализации мусорной реформы. А специфика в субъектах РФ такова, что практически все региональные операторы и концессионеры имеют теплые дружеские отношения с губернаторами или региональными экологическими министрами и позволяют себе работать спустя рукава. Потому что каких-либо серьезных санкций к ним не будет применяться.
В Калининградской области, например, директор регоператора «ЕСОО» (учредитель – Правительство Калининградской области) больше года ходит под уголовным делом за незаконное премирование самого себя, но губернатор даже не думает его увольнять. Скорее, наоборот, всячески поддерживает одиозного директора, в то время как жители региона категорически недовольны работой подведомственной структуры областного правительства. И что может сделать в такой ситуации федеральный министр Кобылкин? Ничего. И получается так, что регионы сами себе выстраивают схемы обращения с отходами, но отвечает за совокупность всех этих схем уже Минприроды России.
Поэтому в данной ситуации я скорее сочувствую Дмитрию Николаевичу. Его сделали ответственным за практически неподконтрольных ему напрямую регоператоров, дополнительно нагрузив ответственностью за результативность ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (рекультивация свалок), мероприятия по которым также контролируют главы субъектов РФ.
В мусорной реформе следует поменять главное – вертикаль. Минприроды должно иметь право прекращать деятельность регоператоров, которые не справляются с возложенными на них обязанностями, а также представители Минприроды должны иметь право решающего голоса в конкурсах по выбору регоператоров и нести ответственность за их работу. Возможно, в этой схеме найдется место и для ППК «РЭО», которое из стороннего наблюдателя с игрушечной «федеральной терсхемой» превратится-таки в реального участника реализации мусорной реформы.