Дефицит может возникнуть уже 1 марта 2022 года в связи вступлением в силу новых положений законодательства об отхода производства и потребления, которыми все функции по обращению с ОСКАБ (отработавшими свинцово-кислотными аккумуляторными батареями) переходят к специализированному оператору по отходам 1-2 класса опасности… Барабанная дробь… Которым назначен ФГУП «Федеральный экологический оператор», хорошо знакомый нашим читателям под аббревиатурой ФЭО.
А все дело в том, что за время подготовки к «новым правилам игры» с высоко опасными отходами ФЭО не сделал ровным счетом ничего, чтобы обеспечить возможность бесперебойного функционирования системы приема и переработки ОСКАБ. А когда время вышло и на горизонте замаячило 1 марта, выяснилось, что у ФЭО снова ничего нет для того, чтобы чего-то сделать своими силами и средствами. И тут раздался хорошо всем знакомый «плачь Ярославны», с которым топ-менеджеры ФЭО побежали в Минприроды и Минпромторг с жалобами и просьбами передать свои функции «каким-нибудь» подрядчикам. То есть, ФЭО в очередной раз засветилось в истории лишнего и никому ненужного посредничества между заказчиком и исполнителем.
«В силу крайне ограниченных сроков по корректировке статей 14.1-4 Закона 89-ФЗ, изменяющих порядок обращения со свинецсодержащими отходами, и способных повлечь за собой возникновение дефицита свинца, срыв сроков выполнения государственного оборонного заказа и повышения импортной зависимости в Минпромторге России прорабатывается вопрос введения переходного периода (в части свинецсодержащих отходов) в ходе которого будет разработан новых тип договора для передачи ФГУП «ФЭО» своих полномочий действующим заводам-переработчикам, отлажены механизмы ритмичной поставки свинца потребителям», - сообщается в письме Минпромторга, направленном предприятиям-переработчикам. Список рассылки с наименованиями предприятий также имеется в распоряжении «Зелёного Фонда».
Мнение участников рынка:
Считаю, что 89-ФЗ четко определяет понятие отходов и порядок обращения с опасными отходами отработанных аккумуляторов. По мнению переработчиков отходов, это именно отход 2 класса опасности. Любые другие мнения, это попытка поменять суть реформы системы обращения с отходами 1 и 2 классов опасности. Уверен, что такой дорогой отход не уйдёт в землю и найдёт свою дорогу к конечному потребителю – заводы по производству свинцовых изделий. Считаю такой откат реформы назад сильным лобби операторов свинцовых отходов, что не допустимо. Так как тогда система сбора отходов АКБ, которая существует сейчас, которая порождает одну из основных проблем – неконтролируемый слив электролита, остаётся не решенной. Тогда в чем смысл реформы системы по обращению с опасными отходами?
Тем не менее, позиция указанная Минпромторгом в настоящем письме, в отсутствие, на сегодняшний день, однозначных и оформленных решений единственно правильная и работу по нормативному регулированию обращения с автомобильными аккумуляторами 2 класса опасности необходимо продолжать, но строго в рамках и понятиях 89-ФЗ.
Святослав Лавриненко, председатель Саморегулируемой организации «Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области»