Ранее министр Дмитрий Лужнов направил «Зелёному Фонду» письмо, в котором сообщалось об утверждении паспортов отходов на злополучные просроченные пестициды с космодрома «Восточный» в 2021 году. Однако позднее пришло еще одно письмо того же содержания, в котором указаны даты утверждения 2020 годом. По сути, сейчас у нас на руках два письма одинакового содержания, но с разными датами. При этом, никаких извинений или указаний на ошибку. Просто «в дополнение к письму…». Что вообще происходит с подчиненными губернатора Амурской области Василия Орлова?
Если начать разбираться в истории «мигрирующих» ядохимикатов, можно обнаружить в открытых источниках, что бравурные заявления о начале ликвидации экологического ущерба стартовали в 2019 году. Даже называлась компания, признанная победителем закупки «Оценка современного экологического состояния мест временного захоронения ядохимикатов в зоне строительства космодрома Восточный». Речь идет о НП «Национальный центр эколого-эпидемиологической безопасности», который должен был провести работы по оценке актуального состояния смеси пестицидов. Однако затем что-то пошло не так и в 2020 году паспорта отходов подготовили на основании другого контракта с ООО «ГК Ростех». Несмотря на громкое название, намекающее на Сергея Чемезова, никакого отношения к мощной госкорпорации «ГК Ростех» не имеет.
В наше распоряжение от Правительства Амурской области поступили и сами паспорта отходов. В них черных по белому написано, что паспорта утверждены ГБУ АО «Экология», которое и является заказчиком истории с несостоявшимся сжиганием пестицидов в Приморском крае силами ООО «Система». Очевидно, что паспорта готовились под конкретные цели – того самого сжигания. Указанный в документах вид отхода по ФККО вполне однозначно на это намекает: «Смесь твердых пестицидов 2-3 класса опасности, пригодная для термического обезвреживания».
И все же вернемся к 2019 году и подумаем, почему власти Амурской области не ссылаются на результаты «Оценки современного экологического состояния мест временного захоронения ядохимикатов в зоне строительства космодрома Восточный», подготовленной НП «Национальный центр эколого-эпидемиологической безопасности»? Утверждать не будем, но позволим себе предположить, что в ходе обследования всплыл тот самый гранозан (особо опасный ртутьсодержащий отход первого класса), который ну никак не бился с планами властей по термическому обезвреживанию или захоронению на каком-нибудь специализированном полигоне. А если это так, то громкая история может стать еще громче. Ведь получается, что ради «удобного» контракта был намеренно проигнорирован высший класс опасности ртутьсодержащего вещества, которое втихаря хотели затолкать в печку. Теперь слово за выводами прокуратуры.