Минэкономразвития  видит опасность избыточных обязанностей, запретов и ограничений в новом положении об ОВОС Минэкономразвития видит опасность избыточных обязанностей, запретов и ограничений в новом положении об ОВОС

Минэкономразвития видит опасность избыточных обязанностей, запретов и ограничений в новом положении об ОВОС

Мы изучили замечания Минэкономразвития к Проекту соответствующего приказа, направленные в Минприроды еще в конце августа этого года. Минэк обращает внимание на декларативность и не проработанность некоторых положений, которыми размывается общая структура мероприятий ОВОС: «в представленной редакции проект акта содержит ряд недостаточно определенных мероприятий и действий заказчиков и исполнителей работ по ОВОС», - отмечает министерство Максима Решетникова. 

В частности, вопросы вызывает формулировка «послепроектного анализа». По замыслу Минприроды, в ОВОС должны быть отражены параметры мероприятий, которые уже после ввода объекта в эксплуатацию будут проверять соответствие реалиям нормативов, заложенных в ОВОС. Идея сама по себе хороша, ибо нарекания граждан в процессе общественных обсуждений вызывает именно несоответствие фактического негативного влияния промышленного объекта заявленному.  Мы и сами знаем немало примеров, когда на бумаге все гладко, а по факту караул. Однако Минэкономразвития полагает, что на сегодняшний день законодательством уже предусмотрен комплекс необходимых мер в виде производственного экологического контроля и сдачи экологической отчетности. Соответственно, «послепроектный анализ» - мера избыточная и не очень конкретно сформулированная.

Есть целый ряд претензий к первому этапу проведения ОВОС – предварительной оценке и составлению проекта технического задания на проведение ОВОС. В Минэке отмечают (и с этим трудно не согласиться), что «для общественности информация, предлагаемая в составе Технического задания, не может считаться достаточной для объективного понимания особенностей планируемой деятельности и может привести к появлению заведомо негативной реакции в отношении данной деятельности».  В точку. Общественность интересуют конкретные параметры  нового предприятия, а не все эти бюрократические игры с ТЗ. Для того чтобы дать ценные и четкие предложения к ТЗ, надо быть очень хорошим специалистом. Много ли таких среди простых жителей городов и деревень?

Обобщая замечания к первому этапу ОВОС, Минэкономразвития предлагает очень здравую идею, которую наверняка поддержат как граждане, так и предприниматели. Суть идеи в следующем:  в рамках публичного обсуждения проекта ТЗ, по сути, происходит информирование общественности о начале разработки материалов ОВОС. В этой связи целесообразно размещать проект ТЗ на соответствующих ресурсах в качестве уведомления, содержащего информацию о проведении дальнейших общественных обсуждений предварительных материалов по ОВОС. Таким образом, предлагается объединить эти два этапа проведения ОВОС в один, что логично.

В Заключении Минэка есть еще ряд вопросов и замечаний, с которыми наш пытливый читатель может ознакомиться в полном тексте документа. Но общий вывод ведомства заключается в том, что предложенный Минприроды вариант проведения ОВОС грозит дополнительными издержками и ограничениями, в том числе, и для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Надеемся, что разработчики положения о проведении ОВОС прислушаются к мнению коллег и на выходе мы получим понятную и прозрачную процедуру, позволяющую максимально снизить экологические риски.