Миллиарды на Усолье: деньги на ветер, а ртуть в Ангару

Пиарщики ФГУП «ФЭО» выдают достоверную информацию за фейки, подвергая опасности жизнь людей, репутацию «Росатома» и целого ряда высокопоставленных чиновников. Разберем на примерах. Недавно мы опубликовали вполне себе достоверный документ, подлинность которого не вызывает сомнений. Документ имеет все необходимые атрибуты, включая реквизиты входящего номера, подтверждающего его регистрацию.

Однако буквально на следующий день, авторы этого самого документа (Роспотребнадзор) стали на ходу переобуваться, выдавая совершенно нелепые аргументы про значения ПДК для рыбохозяйственных водоемов. Если не все наши читатели в курсе, о чем речь, напомним: в письме Роспотребнадзора сообщалось об экстремально высоком загрязнении Братского водохранилища на реке Ангара ртутью (25 ПДК). И вот, с подачи пиарщиков ФЭО, начались все эти оправдания про рыбохозяйственные значения и обвинения распространителей информации (то есть, нас) в создании фейков.

Едем дальше. И описываем следующую ситуацию, которую (мы уверены) пиарщики ФЭО снова будут отрабатывать как «фейк». Итак, накануне Усолье-Сибирское посетила рабочая группа Совета Федерации, контролирующая ход работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Есть даже видео, где группа инспектирует территорию шламонакопителя. В числе инспекторов замечены сенатор Владимир Лебедев, депутат Госдумы Александр Коган и директор «Росатома» по экологическим программам Андрей Лебедев (сын сенатора Владимира Лебедева).  

На площадке текущую (во всех смыслах) ситуацию Александру Когану докладывает Станислав Жабриков, советник первого заместителя генерального директора ФЭО по реализации экологических проектов:

«Пыление шлама мы закрыли – первую проблему сняли. Вторая – вот то, о чем вы говорите. Протекание атмосферных осадков, фильтрация, попадание в грунтовые воды. Этот механизм есть сейчас. Да, вы правы. Но после укрытия, то о чем Андрей Владимирович (Лебедев – прим.) говорит, когда мы укроем сверху, попадать атмосферные осадки не будут, они будут стекать в разные стороны. Чистые. Потому что здесь будет гидроизоляция. А снизу подтопления гидроизоляции нету. Грунтовые воды не поднимаются до чаши котлована до отходов и поэтому выноса их не будет».

Теперь возвращаемся немного назад, к 25 ПДК ртути в Братском водохранилище ниже по течению Ангары от Усолья-Сибирского. Как мы уже писали, со ссылкой на слова местных жителей, в июне в Иркутской области прошли мощные ливневые дожди и (возможно) осадки смыли большое количество ртутьсодержащих отходов в Ангару. Откуда? Вероятно, из того самого шламонакопителя.

Взглянем на кадастровую (да и любую другую) карту и увидим, что прямо от шламонакопителя к Ангаре тянется канал. В настоящее время канал не заполнен водой, но вполне очевидно, что в период таяния снегов и ливневых дождей канал наполняется и с территории шламонакопителя стоки через канал попадают в Ангару. Напомним, что и Станислав Жабриков в своем докладе Александру Когану подтвердил, что в настоящее время гидроизоляционный слой поверхности шламонакопителя не уложен и фильтрация атмосферных осадков в тело шламонакопителя происходит.

Следующий вопрос – а много ли в шламонакопителе ртути? И могут ли атмосферные осадки прям так мощно вымыть ее в Ангару? Могут. Потому что ртути там действительно много. В 2017 году Следственный комитет заявил о том, что в Усолье-Сибирском в шламонакопитель сброшено не менее 725 тонн ртути. Было возбуждено уголовное дело, а ртуть так и осталась погребенной в недрах шламонакопителя.

Теперь обратимся к материалам ОВОС, подготовленным «Федеральным экологическим оператором», где можем почерпнуть следующую информацию: в нижних слоях шламонакопителя концентрация ртути в ходе инженерных изысканий была определена в пределах 3,3 – 40190 ПДК. «Наибольшая «ураганная» концентрация Hg была установлена в самом нижнем горизонте (в самом близком к грунтовым водам – прим.) - 84400 мг/кг». То есть, около 10% от общего объема.

Теперь к самому, пожалуй, главному. «Ураганные» концентрации ртути, несмотря на колоссальное финансирование ликвидации накопленного вреда в Усолье, останутся в шламонакопителе навечно. Еще на этапе рассмотрения различных вариантов рекультивации, план по извлечению, удалению и захоронению ртутьсодержащих отходов был признан невозможным к реализации. Поэтому, было решено рекультивировать шламонакопитель на месте с обустройством протвиофильтрационной завесы и укрытием гидроизоляционным материалом. Переводя на доступный широкой аудитории язык: шламонакопитель с опаснейшими отходами укроют сверху и изолируют по периметру, а снизу и вовсе не укроют – это невозможно. Таким образом, объект фактически законсервируют, но не рекультивируют.

Коллеги из ФЭО – ваш ход. Ждем обвинений в изготовлении фейков и дискредитации чего-то большого и светлого.