Такой информацией с «Зелёным Фондом» поделился генеральный директор предприятия, последний губернатор Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев. Намерения компании также подтвердили в Правительстве Красноярского края.
На протяжении длительного времени в Красноярске фиксировались многочисленные загрязнения р. Енисей нефтепродуктами. Причиной техногенных загрязнений было названо наличие подземного скопления нефтепродуктов (линз), сформировавшегося в результате длительной эксплуатации нефтяных терминалов.
В августе прошлого года зам Генпрокурора Дмитрий Демешин объявил предостережение о недопустимости нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды зампреду Правительства Красноярского края Николаю Зуеву и генеральному директору АО «Красноярскнефтепродукт» Борису Золотареву. Как установила Генпрокуратура, «Красноярскнефтепродукт» на протяжении длительного времени не принимал действенных мер, направленных на ликвидацию очага загрязнения нефтепродуктами грунтов и грунтовых вод, сформировавшегося под площадкой выведенной из эксплуатации нефтебазы.
Известно, что проектные работы будет выполнять питерская компания «ПромСнаб», которая в летний период проведет научные консультации и полевые испытания, после чего будет подготовлено обоснование способов рекультивации. Затем на торгах определят непосредственно исполнителей работ. Кстати, кое-какие работы на промплощадке уже проведены. После прекращения деятельности нефтебазы в 2019 году, земельный участок освободили от наземных резервуаров и снесли пять строений. Подземные резервуары также освобождены от нефтепродуктов, а с наступлением теплого времени их обещают демонтировать уже в этом году.
Во всей этой истории нас кое-что настораживает – до сих пор неизвестно, каким образом планируют обезвредить значительное количество нефтесодержащих отходов. Ситуация с выбором способов ликвидации загрязнения очень напоминает показательный выбор технологий утилизации отходов Байкальского ЦБК в Иркутской области, что свидетельствует о неопределенности и отсутствии четкого понимания, что с этим делать. Второй момент, очень надеемся, что не получится как с отходами мазутохранилища в Златоусте, когда проектом было предусмотрено одно, а по факту с целью экономии подрядчик решил развернуть экоцидную деятельность чуть ли не в черте Челябинска.
Не можем не сказать и о третьей нашей озабоченности: очень опасаемся, что на конкурс по ликвидации подземных нефтяных линз могут заявиться компании с сомнительной репутацией. Под такими компаниями мы имеем в виду «Биоэкопром» и иже с ней «Динго», которые хоть и имеют лицензию на обезвреживание нефтесодержащих отходов, но саму работу выполняют скандально с последующими судебными разбирательствами.
Кстати, у «Биоэкопрома» даже есть указанная в лицензии площадка по обезвреживанию таких отходов в Красноярском крае (Сосновоборск). Однако по указанному адресу представительство ООО «БЭП» отсутствует (мы уже проверили), а Енисейское управление Росприроднадзора обнаружило следы деятельности компании в песчаном карьере между Сосновоборском и Красноярском. Так что проектировщикам и «Красноярскнефтепродукту» надо хорошенько подумать о выборе подрядчика и не влипнуть в очередную скандальную историю.