«Мы еще не знаем, как именно будут утилизированы отходы БЦБК и «Усольехимпром», но точно знаем, что это будет стоить дорого». Примерно так можно перевести на доступный язык позицию ФГУП «Федеральный экологический оператор» относительно судьбы крупнейших объектов накопленного экологического вреда в Иркутской области. Да что там, всей России.
Такой вывод мы делаем из текста очередного письма, поступившего в редакцию «Зелёного Фонда» от ФГУП «ФЭО», в ответ на запрос издания о судьбе перезатаренных из аварийных емкостей опасных отходов в Усолье-Сибирском.
«При проектировании работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее – НВОС) на промышленной площадке ООО «Усольехимпром» будет разработан комплекс мероприятий в сфере обращения с отходами, учитывающий все отходы, образовавшиеся на промплощадке, технологии по их переработке, в том числе мощности экотехнопарка «Восток», строительство которого планируется на Усольской площадке», - говорится в письме «Федерального экологического оператора» за подписью и.о. первого заместителя генерального директора по реализации экологических проектов Артёма Полякова.
Также в своем письме дочерняя структура «Росатома» ссылается на срок окончания работ в Усолье, установленный Распоряжением Правительства РФ – до декабря 2024 года. То есть, по мнению «ФЭО», времени для принятия решений еще много. А пока суд да дело, уже и экотехнопарк «Восток» построят, против которого категорически выступают жители Усолье-Сибирского. Вот такие «первоочередные мероприятия» - перезатарить и поставить на длительное хранение, после чего отчитаться в Москву, что отходы приведены в безопасное состояние. Вероятно, тем же руководствовались и бывшие собственники «Усольехимпром», которые оставили после себя те самые аварийные емкости с жидкими отходами 1-2 класса опасности…
Наши предположения подтверждают и коллеги из «Интерфакса», которые сообщают о троекратном увеличении стоимости работ на БЦБК, заявленных ФЭО, по сравнению со сметой «Росгеологии». Напомним, «Росгеология» ранее числилась в качестве единственного исполнителя работ на Байкальском ЦБК и на заре работы которой в Байкальске звучали те же оптимистичные высказывания о «серьезной государственной компании», что сейчас решит все проблемы и предотвратит угрозы озеру Байкал. Что было далее – известно.
Увы, все наши попытки обнаружить хоть какие-то шаги навстречу пожеланиям общественности и ускорению реальных действий, направленных на ликвидацию отходов БЦБК и «Усольехимпром», из раза в раз оборачиваются полным разочарованием после очередной бессодержательной информации «ФЭО». И очень удивительно, почему до сих пор (без) действия «Федерального экологического оператора» не привели к разочарованию со стороны курирующего вице-премьера Правительства Виктории Абрамченко, а стоимость услуг единственного исполнителя за еще невыполненные и проектно необоснованные работы только растет.