Завершается второй год действия мусорной реформы. За это время в стране должны были ликвидировать свалки и установить во всех дворах раздельные контейнеры для сбора мусора, а также определить региональных операторов. Сегодня чиновники и эксперты признают: реформа движется, но не такими темпами, как планировалось. Операторов созданы, контейнеры кое-где поставлены. Но свалки как были, так и остались. Одно лишь осталось неизменно: коммунальные тарифы растут строго по плану. Так чем же стала для страны мусорная реформа: спасением или провалом? Выяснял «ФедералПресс».
Благими намерениями
Мусорная реформа в России действует с января 2019 года. Власти, наконец, задумались о ликвидации незаконных свалок и переходе на раздельный сбор отходов и их сортировку, о переработке вторсырья. Старые полигоны должны рекультивировать, а на местах приемки отходов возвести сортировочные и перерабатывающие заводы. Всего по итогам реформы должно остаться не больше 300 полигонов. Убирать будут в первую очередь старые свалки, не включенные в госреестр объектов размещения отходов, а также расположенные возле аэропортов. Напомним, согласно нацпроекту «Экология», на комплексную систему обращения с отходами до 2024 года будет выделено 292,2 млрд рублей, в том числе для создания инфраструктуры для обращения с отходам 1-2 классов опасности 36, миллиарда.+
Но радость экологов продлилась недолго. Осенняя проверка Счетной палаты показала, что мощности мусорных полигонов в 17 субъектах будут исчерпаны до 2022 года. Более 90% отходов по-прежнему отправляется на устаревшие полигоны.
При этом все объекты обращения с ТКО должны быть отражены в территориальных схемах субъектов и в федеральной схеме, которая до конца еще не доработана. По данным РЭО, в 34 субъектах процедуры завершены, «остались только сложные регионы, где есть конфликты в части строительства объектов». Например, в Свердловской области до сих пор не определена площадка для размещения отходов из екатеринбургской агломерации. Еще даже не выбран инвестор для строительства этой инфраструктуры.
Независимый эксперт Анатолий Кузнецов напоминает, что власти обещали выделить на организацию новой схемы обращения с бытовыми отходами 100 млрд рублей, а добирать необходимую сумму планировалось частными инвестициями. «Очевидно, что именно переработка требует самых больших вложений и, конечно, за счет уменьшения прибыли бенефициаров сферы обращения с отходами», – считает Кузнецов.+
Бенефициарами эксперт называет семью экс-генпрокурора Юрия Чайки и главу Ростеха Сергея Чемезова. Так, на днях стало известно, что «Роснано» продаст «Ростеху» и его «дочке» «РТ-инвест» 33,9% доли в Первом экологическом фонде, который строит несколько крупных мусоросжигательных заводов в регионах страны.
По мнению председателя Межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фонд» Олега Иванова, правительство прилагает усилия для упорядочивания взаимоотношений внутри «мусорной» сферы, «в которой идет борьба технологий и лоббистов». «Пока отстраивается система вторичного использования полезных фракций ТКО, главный вопрос будет состоять в том, сжигать или захоранивать. Это перспектива ближайших десяти лет, поэтому требовать от 2020 года прорыва в мусорной реформе было бы наивно», – уверен Иванов.
Полностью текст статьи по ссылке: