Раздельный сбор не имеет смысла без последующей переработки. Добиться достижения целевых показателей по уменьшению объемов отходов, поступающих на захоронение, можно лишь выстроив систему производства товаров, полученных из полезных фракций селективного сбора, и обеспечив устойчив спрос на конечную продукцию из вторсырья.
К сожалению, ППК «Российский экологический оператор» (РЭО) и его руководство мыслит узкими чиновничьими категориями, заявляя о нехватке контейнеров. Поверьте мне, если создать условия для перерабатывающих предприятий, согласно которым переработчики будут обеспечены сырьем и загружены заказами на свою продукцию, сами же предприниматели изготовят и установят контейнеры. Это им выгодно – это их деньги. Тем же путем может развиваться и информационное сопровождение мусорной реформы в целом – заинтересованные в отходном сырье бизнесмены приложат все усилия для того, чтобы этого сырья у них было достаточно. В такой схеме, назовем ее «идеальной», для ППК «РЭО» вообще нет места. Его функцию с легкостью выполнят рыночные механизмы и регулирование государства.
Наибольшие препятствия на пути успешного развития мусорной реформы заложены территориальных схемах по обращению с отходами субъектов РФ. В угоду региональным операторам и интересам владельцев мусорных полигонов из таких схем выкидывают частные сортировочные станции и предприятия по переработке отходов. По стране не единичны случаи, когда предприниматели-переработчики и их отраслевые объединения были вынуждены через суд добиваться своего права включения в территориальную схему. До тех пор, пока главное мусорное лобби в России – это полигоны и мусоросжигательные заводы, выстраивание системы цивилизованного обращения с отходами будет буксовать и натыкаться на бюрократические препятствия. И контейнеры для раздельного сбора здесь точно ни при чем.