Редакция сетевого издания «Зеленый фонд» хотела бы отметить информационную открытость дирекции «Красного Бора». В отличие от коллег из ФГУП «Федеральный экологический оператор», которые витиевато и ни о чем пояснили нам по вопросу очистки отходов цеха ртутного электролиза в Усолье-Сибирском, красноборовцы четко и по существу ответили на наш информационный запрос, пролив свет на процесс выбора технологий для ликвидации накопленного вреда Байкальского ЦБК.
Итак, в Дирекцию поступило следующие предложения:
- ООО «Геотехпроект» с проектом по отделению твердого лигносодержащего осадка от воды с помощью флоакулянтов и геотуб.
- ООО «Нефтегазинвест-Интари» с превращением отходов, над технологией по утилизации которых бились сотни умов Российской Академии Наук, в техногрунт пятого класса опасности.
- технология ООО «БМТ» по очистке щелокосодержащей жидкости фильтрацией и обратным осмосом. Интересно, отчего же ранее на протяжении десяти лет никто не стал очищать жидкие отходы БЦБК фильтрацией и обратным осмосом?
В списке фигурируют еще 7 технологий, которые были одобрены научным советом РАН по глобальным экологическим проблемам и Росприроднадзором. Теперь отобранным проектам и техническим решениям предстоит пройти опытно-промышленные испытания, которые уже стартовали на площадке локальных очистных сооружений БЦБК. Более того, редакции сетевого издания «Зеленый фонд» направлены фотографии этих самых испытаний, на которых запечатлено превращение отходов в будущие миллиардные доходы, которые распределять между участниками представления единственный исполнитель в лице ФГУП ФЭО. Для пущей убедительности на фото не хватает лишь шаманов с бубнами и рунических знаков, силу которых уже опробовали власти Иркутской области на реке Солзан. Предполагаем, что по старой доброй традиции львиная доля бюджетных средств снова достанется ООО «Геотехпроект» и прочим компаниям группы «Техполимер», с которыми у ФГУП ФЭО давняя дружба и полное финансовое взаимопонимание.
Во всей этой истории более всего удивляет функция единственного исполнителя, который своими силами сможет выполнить не более 10% всех работ на важнейших объектах ликвидации накопленного вреда. В схеме деятельности на Красном Боре, БЦБК и в Усолье-Сибирском определен заказчик в лице Дирекции «Красного Бора». Все планы, экспертизы и прочие нюансы процессов ликвидации НВОС курирует именно заказчик, в том числе и работу подрядных организаций. «Федеральный экологический оператор» выступает лишь некоей прокладкой, через которую без конкурсов и каких-либо обоснований отбираются исполнители, у которых зачастую отсутствуют лицензии, опыт, да и в целом понимание того, что нужно делать. На наш взгляд, дирекция «Красного Бора» вполне себе справилась бы с тем функционалом, который в настоящее время возложен на ФГУП ФЭО. А с учетом срыва сроков по целому ряду важнейших мероприятий, все более осязаемой становится перспектива отзыва единственного поставщика и перехода к цивилизованным конкурентным процедурам.