Готова ли отрасль ТКО к экономике замкнутого цикла? Готова ли отрасль ТКО к экономике замкнутого цикла?

Готова ли отрасль ТКО к экономике замкнутого цикла?

Готова ли отечественная отрасль обращения с ТКО к экономике замкнутого цикла и системной работе в рамках расширенной ответственности производителей (РОП)? На наш взгляд, не готова. На примере одного из передовых регионов России по внедрению новой системы обращения с отходами – Московской области, мы попытались выяснить, каков конечный путь такого вида отсортированного отхода, как многослойная упаковка (в простонародье «тетрапак»).

Три недели назад мы направили в адрес подмосковных комплексов по переработке отходов (КПО) информационные запросы, в которых попросили рассказать, как осуществляется обращение с отсортированными отходами многослойной упаковки. А именно: кому такие отходы передаются на утилизацию и чем подтверждают контрагенты КПО законность действий по утилизации «тетрапака».

В установленный законом срок нам ответили только из Рошальского индустриального парка (КПО «Прогресс»). Остальными КПО, в части своевременного предоставления ответов на запросы СМИ, вероятно, займется прокуратура. Ответить на вопросы «Зеленого Фонда» им все равно придется. Однако вернемся к «Рошалю» - КПО «Прогресс».

На указанном КПО при сортировке ТКО отходы многослойной упаковки отбираются. Это уже хорошо. Но. Дальше – ничего хорошего.

КПО «Прогресс» самостоятельно переработку многослойной упаковки не осуществляет. Отход передается ИП Недашковскому А.В., который осуществляет сбор и отходов накопление многослойной упаковки. Что ИП Недашковский делает дальше с переданным ему объемом – КПО «Прогресс» не в курсе. То есть, фактически КПО не отслеживает процесс утилизации и даже не знает, какой конечный продукт (утилизация – это именно про конечный полезный продукт) получается на выходе. Кстати, на портале контрольно-надзорной деятельности по номерам ИНН и ОГРНИП ИП Недашковский А.В. сведения о действующих лицензиях на право осуществления деятельности по обращению с отходами отсутствуют.

Вишенка на этом торте – последний абзац письма, в котором администрация КПО на полном серьезе пишет буквально следующее:

«… вторичные ресурсы, отбираемые из состава твердых коммунальных отходов на комплексах по переработке отходов, считаются не особенно привлекательными в качестве сырья для переработки, поэтому поиск контрагентов для их утилизации затруднителен».

 

На одном этом примере возникает целый ряд вопросов к контролирующим органам и кураторам «мусорной реформы»:

Как стало возможным бесконтрольно передавать отходы «на утилизацию» без документов, подтверждающих наличие технологии утилизации и гарантию получения конечного полезного продукта?

Почему подмосковные КПО (как минимум, КПО «Прогресс») просто перекладывают ответственность на плечи некоего ИП, который занимается исключительно накоплением и ничего сам не утилизирует?

Ну и самое главное: каким образом планируется достигнуть показателей национального проекта «Экологическое благополучие», если комплексы по переработке отходов полагают, что их функция заканчивается на сортировке отходов с последующей передачей малопонятному ИП?

Эти вопросы мы адресуем для начала министру «чистоты» Подмосковья Владиславу Мурашову. Следующим этапом будем интересоваться тем же уже у федеральных чиновников.